Загрузка сайта
RU EN

АЛЕКСАНДР РЯБЕНКО: Критерии оценки состояния почв надо совершенствовать

Одной из проблем в области инженерно-экологических изысканий является использование устаревшей системы критериев оценки состояния компонентов окружающей среды. Например, среди наиболее распространенных критериев можно выделить предельно допустимую концентрацию (ПДК). Этот показатель, разработанный для широкого спектра химических элементов, соединений и материалов, определяется, исходя из прямого и косвенного воздействия на здоровье людей. Это важно, если речь идет о жилой застройке или освоении земель для сельскохозяйственных целей. Однако значительная часть территории нашей страны, к сожалению, непригодна для сельского хозяйства, а постоянное население там отсутствует. Стоит ли и для таких территорий подходить с теми же методиками оценки?

Об этом мы поговорили с заместителем генерального директора АО «Группа Компаний ШАНЭКО» Александром РЯБЕНКО.

Ред.: Александр Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о роли исследования почв в составе инженерно-экологических изысканий. Какие задачи решаются во время этих исследований, в чём их особенность?

А.Р.: Прежде всего, необходимо сказать, что почва – это уникальный компонент природной среды. Почва начинает формироваться, как только на безжизненном грунте поселяются примитивные организмы и начинают перерабатывать минералы, образуя сложные биоминеральные соединения и создавая условия для поселения сначала низших, а затем и высших форм растений. Скорость почвообразования различна и зависит, главным образом, от климатических показателей, а также рельефа и того минерального грунта, на котором она формируется. Продолжительность формирования почвенного покрова определяется длительными временными промежутками. Это очень важно понимать.

Следует учитывать двойственную природу почвенного покрова. С одной стороны, это субстраты, которые изначально связаны с неживой природой – минеральная матрица (песчаные, глинистые, каменистые частицы). С другой стороны, это живой организм, почвенные процессы по своей сути являются сложным комплексом как физико-химических, так и биохимических взаимодействий, оказывающих зачастую определяющее значение на другие компоненты биосферы.

Многие виды почв могут рассматриваться в качестве ресурса, подлежащего соответствующей охране. В целом наличие плодородных почв определяет возможность и степень эффективности земледелия. Выявление таких почв может внести коррективы в планы освоения той или иной территории.

Существуют и так называемые «ранимые» типы почв: они распространены на высокогорных территориях, в арктических и субарктических регионах. Температуры там достаточно низкие, периоды активного почвообразования непродолжительны. Как результат, несмотря на тысячи лет почвообразования, такие почвы имеют короткий профиль и легко разрушаются при незначительном воздействии. Соответственно, эти почвы требуют особенно бережного отношения.

Поэтому при исследовании почв в рамках изысканий необходимо иметь в виду два вида работ. С одной стороны – это исследование устойчивости почвенного покрова к восприятию воздействий и, с другой стороны, это оценка условий – санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических – по степени их воздействия на человека. Все это направлено на обоснование оптимальных вариантов использования, сохранения и/или восстановления нарушенного почвенного покрова.

Результаты исследований почвенного покрова используются для разработки таких разделов проектной документации, как Проект организации строительства (ПОС) и Проект производства работ (ППР). Именно в этих разделах должны быть учтены требования по охране почвенного покрова (особенно плодородного слоя почв), требования к планированию рекультивации.

Отдельно стоит отметить, что если речь идет об экологически опасном проекте (горно-обогатительное предприятие, например), связанным с образованием и размещением значительных объемов отходов, почва имеет важное значение в качестве компонента среды, который может накапливать загрязняющие вещества. В данном случае почвы оказываются либо фактором риска, либо фактором, формирующим естественные геохимические барьеры.

В практике имеется множество примеров освоения загрязненных территорий, когда строительство жилых зданий приводило к негативным последствиям для населения. Можно говорить и о косвенном воздействии, когда почвы являются промежуточным звеном в пищевой цепочке, по которой передается то или иное вещество в токсичных концентрациях. Более дести лет назад ШАНЭКО проводились комплексные геохимические исследования в санитарно-защитной зоне гидрометаллургического предприятия. Изучали содержание тяжелых металлов в сельскохозяйственной продукции и получили интересные данные – была установлена достоверная корреляция между уровнем загрязнения почвенного покрова и содержанием тяжелых металлов в корнеплодах, фруктах, зелени. Население охотно с нами сотрудничало. В частности, предоставляли образцы продукции со своих огородов. В результате работ были сделаны выводы по накоплению тяжелых металлов, и люди были проинформированы о соответствующих рисках.

Известны регионы, где развиты природные аномалии. Однако там чаще всего о массовой застройке речь не идет.

Ред.: Какова роль инженерно-экологических изысканий в общей системе по контролю за состоянием почв, которую осуществляют санитарные службы и МЧС?

А.Р.: Более или менее системную работу по контролю за состоянием почвенного покрова на постоянной основе осуществляет Роспотребнадзор. Как правило, его региональные управления имеют планы работ, отбор выполняется на пробных площадках, контролируемых в течение ряда лет. Плотность этих площадок невелика. Но, так или иначе, сеть наблюдений покрывает территорию большинства крупных городов, и наблюдения за возможным загрязнением почвенного покрова проводятся на регулярной основе.

Что касается роли МЧС, честно говоря, мне неизвестно, проводятся ли этим ведомством регулярные наблюдения. Насколько я могу судить по информации СМИ, в основном, проводятся исследования почв в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Например, аварий на нефтепроводах.

Ред.: Можно ли говорить о существовании системы сбора данных об условиях природной среды в рамках инженерных изысканий? Можно её каким-то образом проследить на примере исследования почв?

А.Р.: То, насколько данные почвенных исследований пополняют базу данных о состоянии почвенного покрова, мы уже обсуждали в предыдущей беседе. В марте 2017 г. вышло постановление Правительства РФ, которое касалось проведения инженерных изысканий при разработке проектов планировки территорий. Документ содержит требования опробования почвенного покрова. Полагаю, как минимум эти работы должны попадать в информационную систему ИСОГД. Для этого должны быть разработаны соответствующие регламенты и технические требования.

Ред.: Насколько соответствуют реалиям критерии оценки состояния почв, которые содержатся в нормативной литературе?

А.Р.: Основная проблема в том, что в настоящее время используется во многом устаревшая система критериев оценки состояния компонентов окружающей среды, ориентированная в нашем случае (при рассмотрении почв) на сельскохозяйственные угодья и селитебные территории. Возьмем, например, такой показатель, как предельно допустимая концентрация (ПДК). Состояние почв рассматривается, исходя из прямого и косвенного воздействия на здоровье людей. Это важно, если речь идет о размещении рекреационных объектов, жилой застройки или освоении земель для сельскохозяйственных целей. Но значительная часть территории нашей страны непригодна для сельскохозяйственного использования, и постоянное население там отсутствует. Поэтому если мы ведем проектирование транспортных систем, протяженных линейных объектов или разрабатываем проекты месторождений полезных ископаемых на неосвоенных территориях, такой критерий как ПДК (ОДК) почв не является корректным критерием оценки их состояния.

К примеру, природные геохимические условия многих рудных месторождений обуславливают, как правило, высокие концентрации (нередко превышающие значения ПДК/ОДК) целевого и сопутствующих элементов в почве, в породах и даже в биомассе. Поэтому не надо пытаться проводить санацию почв из-за того, что концентрации тех или иных элементов превышают некие умозрительные критерии (в данном случае, ПДК/ОДК).

То же самое можно сказать в отношении суммарного показателя загрязнения (СПЗ). Методика расчета СПЗ разработана для проведения сопряженных медико-геохимических исследований урбанизированных территорий. Опыт ИЭИ показывает, что данный критерий пытаются использовать для объектов, расположенных на условно ненарушенных территориях, в т.ч. на территориях с природными аномалиями. Естественно, это приводит к неоправданным затратам.

Приведенные примеры показывают, что использование в качестве критерия состояния ПДК (ОДК) требует оценки в каждом конкретном случае. Предлагается обосновывать критерии оценки состояния почв в программе ИЭИ, исходя из фонового загрязнения, ретроспективного, актуального и перспективного использования территории, особенностей существующей и планируемой деятельности.

Для этого целесообразно:
•обосновать понятия техногенного загрязнения почв и природных геохимических аномалий;
•по условно ненарушенным территориям в качестве фоновых показателей качества почв использовать средние (медианные) содержания химических элементов, определенные в результате ИЭИ непосредственно на участке изысканий (геохимический фон);
•использовать в оценке результаты биотестирования (приказ МПР РФ №536 от 04.12.2014 г.);
•содержание подвижных форм определять для почвнаселенных пунктов, курортных зон и отдельных территорий.

Кроме того, необходимо продумать систему оценки пород (в т.ч. почвообразующих), т.е. грунтов, не являющихся, строго говоря, почвенными субстратами.

Ред.: На чем должен быть основан более рациональный подход к исследованию почв?

А.Р.: Подход к обоснованию критериев и объемов работ должен быть матричным. Чем сложнее объект и чем сложнее территория, тем более плотной следует делать сеть наблюдений. Сложность территории может определяться как естественно-природными, так и техногенными факторами. Это может быть наличие значительного числа типов почв, уязвимых природных комплексов или территорий, испытавших повышенных техногенное воздействие, в результате которого отмечаются разнотипные и/или мозаичные загрязнения, наличие селитебных территорий. Всё это необходимо обосновать в программе работ.

При составлении и обосновании этого документа изыскателю на помощь могла бы прийти многостадийность работ, принятая СП 47.13330.2016. Такой подход просматривается в инженерной геологии. Это позволит избежать излишних затрат на инженерную подготовку: детальные изыскания будут проводиться только после определения того, что территория является потенциально пригодной и благоприятной. С экономической точки зрения эта логика абсолютно понятна. Проблема в том, что такой подход не предусмотрен Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Мы должны идти от концептуального понимания стадийности. В частности, необходимо вернуться к тому, что есть предпроектная и проектная стадии. Попытка ввести в Свод правил по инженерным изысканиям предпроектную стадию (предварительные изыскания), не имея для этого сколько-нибудь значимого основания в Градкодексе, на самом деле порождает тупиковую ситуацию.

Ред.: Насколько обоснованы требования нормативных документов к объемам отбора проб?

А.Р.: Представляется, что стоит отказаться от стремления найти или разработать нормативный документ, в котором было бы указано, что для определенных типов почв и для определенных видов объектов мы обязаны отбирать для исследований определенное количество проб с единицы площади. Жизнь всегда богаче и многообразнее. Документ, где всё это многообразие может быть отражено, есть. И называется он – программа инженерных изысканий.

В программе работ можно учесть и цели, и задачи изысканий, и особенности территории, и специфику планируемой деятельности. И вот уже после этого есть смысл обосновывать объемы отбора проб и рассматривать многие другие вопросы. В частности, в программе необходимо предусмотреть:

разделение объектов исследований – почвы и грунты природные с одной стороны и грунты техногенные – с другой;

обязательность исследования почв в отношении патогенных организмов и вирусов только на участках с наличием соответствующих источников загрязнения;

обоснование перечня определяемых показателей исходя из особенностей природных условий и специфики планируемого воздействия;

обоснование объема пробоотбора (особенно для крупноплощадных сооружений – отвалов, карьеров, хвостохранилищ, водохранилищ, территории СЗЗ, прилегающих к площадкам проектируемых объектов зон влияния) с учетом масштаба картографирования и особенностей реализации этих объектов;

оптимизацию количества проб для линейных объектов, в том числе площадок радиометрических измерений в соответствии с критериями, принятыми, например, в инженерно-геологических изысканиях.

Материал взят с сайта http://www.geoinfo.ru/product/ryabenko-aleksandr-evgenevich/aleksandr-ryabenko-kriterii-ocenki-sostoyaniya-pochv-nado-sovershenstvovat-36780.shtml