Загрузка сайта
RU EN

Путевые заметки.
Аэропорт «Бизнес Аэро»

Середина и конец 90-х годов прошлого века вошли в историю компании не только как годы, когда наши специалисты нарабатывали первый опыт в области экологической оценки, это время запомнилось также весьма интересными проектами.
В конце 1997 года в офисе компании раздался телефонный звонок, звонивший представился: Игорь Пьянков, генеральный директор ГАО «Концерн Авиатика». Со слов господина Пьянкова, концерн хотел бы инициировать проведение оценки воздействия на окружающую среду на самой начальной стадии инвестиций. Понятно, что телефон – далеко не лучший способ коммуникаций, поэтому мы пригласили клиента подъехать в наш офис. Во время встречи господин Пьянков вкратце изложил намерения концерна, ознакомил с некоторыми документами.
Замысел был интересен, но весьма неоднозначен: создать на базе тогдашнего Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе, расположенного между Хорошевским шоссе и Ленинградским проспектом, аэропорт для самолетов бизнес-класса «Бизнес Аэро».
Идея имела под собой серьезные правовые основания, а именно, – указ тогдашнего президента РФ Б.Н.Ельцина о передаче из ведения Минобороны РФ в пользу ГАО «Концерн Авиатика» имущественного комплекса Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе и распоряжение мэра Ю.М.Лужкова об оформлении земельного участка.

По идее авторов проекта существовавший тогда аэродром должен был подвергнуться реконструкции, предполагалось, в частности, провести ремонт ВПП, рулежных дорожек и стоянок воздушных судов. Предусматривалось и новое капитальное строительство – возведение небольшого здания аэровокзала и комплекса наземных служб, иной инфраструктуры.
Предполагалось, что аэропорт должен был обслуживать только бизнес-джеты, состоятельные владельцы или арендаторы которых могли позволить оплатить прием и обслуживание самолетов на участке, расположенном почти в самом центре столицы.
Надо сказать, что идея этого проекта была неплохо проработана: авторы предполагали сохранить за опытными производствами КБ «МИГ», «Су» и «Ил», расположенными в районе аэродрома, право его использования, при этом минимальная интенсивность приема бизнес-джетов, обеспечивала безубыточность аэропорта.

Наши эксперты прикинули «узкие» места проекта и согласились  провести предварительную оценку замысла. Однако с самого начала работы было ясно, что, несмотря на то, что аэродром в то время числился действовавшим, и в небо с его полосы взлетали очень крупные самолеты (надо сказать, что именно с полосы аэродрома им. М.В.Фрунзе в свои первые полеты отправились  советские аэробусы – Ил-86, Ил-96).

Однако, увеличение интенсивности полетов создавало дополнительные риски с точки зрения безопасности воздушного движения. Достаточно сложными были схемы захода и выхода с аэродрома, – чтобы не задеть сталинские дома по ул. Куусинена в районе парка «Березовая роща» пилотам было необходимо серьезно потрудиться.
Предупредив клиента о том, что, по нашему мнению, риски проекта преимущественно связаны с вопросами авиационной безопасности, а вовсе не с  экологическими аспектами, мы взялись за работу.
В кратчайший срок были проведены расчеты загрязнения атмосферного воздуха, выполнена акустическая оценка, рассмотрены даже вопросы очистки стоков при эксплуатации ВПП и всего аэродромного хозяйства. Оценку рисков аварийных ситуаций проводили специалисты ГосНИИ гражданской авиации. В результате этих работ подготовлены соответствующие отчеты, представленные общественности, далее материалы были переданы на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).
В состав комиссии вошли ведущие экологи страны, эксперты по авиационной безопасности, врачи-гигиенисты. В декабре 1997 г. состоялось первое заседание комиссии, и тут произошла подзабытая ныне страшная трагедия: в г. Иркутске сразу после взлета, на жилые дома и детский сад упал транспортный самолет АН-124, погибли десятки жителей и экипаж судна.
На фоне этой трагедии клиент принял решение об отказе от проекта, дальнейшие работы были прекращены.
Пройдет всего несколько лет и от уникального авиационного кластера в районе Ленинградского проспекта, включавшего несколько КБ, опытные заводы и аэродром, не останется и следа. Их место займут жилые кварталы и ТРЦ.
Но это уже совсем друга история…